четверг, 27 февраля 2014 г.

О наболевшем

В этой статье мы поговорим о небольших студиях звукозаписи, репетиционных базах и, как бы это слишком преувеличенно не звучало - бизнесе в этой сфере, а также о молодежи и потенциальных клиентах этих заведений, их уровне и музыкальной культуре в Ижевске.

Толкнуло меня к написанию статьи отношение большинства музыкантов к качественной студии и к культуре этих музыкантов, частые вопросы типа "сколько стоит собрать себе студию дома", "помоги с выбором аппарата", плюс ко всему поток открывающихся-закрывающихся дешевых реп.баз, тормозящих рост музыкальной культуры в целом. 


# Студии, реп.базы.
Помню как создавал в 2009 году "Старлайт", был еще молод и глуп, не понимал целей, миссий, да что уж говорить - даже не знал что их надо понимать в бизнесе, но задатки к этому как оказалось теперь - были. Мною двигала мечта сделать студию нового уровня, предложить музыкантам условия хоть частично на уровне Европы, Сша, Питера и Москвы, дать им возможность заниматься музыкой на аппарате и сервисе таком, на котором занимаются их кумиры, профессионалы и крутые группы => взрастить новое поколение более качественным. Не было мыслей сделать дешевую говно-базу для своих или студию лишь бы была ибо некуда тратить деньги и нечем больше заняться.
На первых этапах и порах было очень тяжело, сталкивались с кучей проблем, много чего не понимали как работает и как чего добиваться. Все это тянулось пару лет, вместе с этим приходилось наблюдать упадок клубов, распад большинства самых популярных на тот момент групп (гаражи, фаренгейт и еще уйма двигателей качества даже по нынешним меркам), переезды студии и такое ощущение: откат на шаг назад. Но сколько бы ни было не правильных решений и покупок тогда, критических ситуаций, опускающихся рук, с намеченного пути мы не сворачивали и потихоньку двигались к цели. Кто-то скажет что "на Азина были крутые времена" и т.п. - для меня это был огромный опыт, но вместе с тем и торможение в развитии. Я считаю что так было надо, ибо потом, переехав на "Редуктор", все стало меняться в геометрической прогрессии и лишь к концу 2013 года могу сказать честно самому себе - знаю цель и миссию, есть четкий план развития, список аппаратуры в каждой комнате и для прокатов, которого надо добиваться, организацию бизнес-процессов, к которой надо стремиться.

Осознание цен на услуги тоже стало приходить лишь в 2013 году, когда посчитал сколько денег уходит на поддержание студии и сколько на развитие, одновременно с этим стали появляться точки, которые до сих пор готовы предлагать свои услуги грубо говоря "за 100 рублей". 
Здесь мы плавно переходим к отношению многих музыкантов к студиям и владельцам этих студий (надеюсь это скоро изменится). Мало кто имеет представление сколько стоит содержать студию (об этом мы поговорим ниже), а у тех кто делает дешевые точки, уверен - в голове даже близко нет понимания целей и стратегии этой своей точки-студии. Грубо говоря сделаю лишь бы было. 
Анализируя другие города и страны, другие продукты и рынки, вот что вводит меня в ступор: большинство вещей из стандартного потребительского набора (назовем это так) везде стоят одинаково: одежда, еда, бензин, кафе, интернет, телефония, компьютеры, кино стоят одинаково что в Москве и Питере, что в Ижевске, Воткинске, Владивостоке и по все стране. Средняя цена скажем так. Если я хочу хорошо одеться, покушать, заправить машину, купить комп или сходить в кино - мне это будет стоить ровно столько же, сколько и в Москве и никто не скажет про разницу в заработке, платежах за квартиру и т.п. Но если я хочу открыть для музыкантов качественную студию, во сколько мне это обходится? Покупаю аппаратуру я за такую же цену, как тот кто решит это сделать в Питере и Москве плюс не хилая доставка до нашей глубинки (а еще не дай бог при транспортировке что сломается - еще и починить), так почему цена на пользование моими услугами должна быть ниже чем там? Умники скажут "там аренда выше и потому у них расходы больше" - ребят, а то что у нас аренда помещений автосалона, кинотеатра, магазина меньше - почему же тогда у нас это дешевле не стоит чем там, ведь расходы у наших ниже => стоить должно дешевле! Хехе, мило. А, еще находятся не нашедшие себя в работе люди, которые скажут что там ЗП выше, а у нас денег нет. Ребят, там столько людей получающих в районе 30,000 руб и горбатящихся и у нас столько же получающих, вкалывая меньше... Неужели то, что кто-то из вас не нашел хорошей работы должно опускать рынок? 

# Рассмотрим на примере, сколько стоит сделать такую-же базу, как у нас Премиум комната и студийку.
Репетиционный аппарат на декабрь 2013 в комнате Премиум:
- барабаны (+ стойки, стул, новые пластики)= 80,000 р.
- басовый стек= 100,000 р.
- гитарные головы Меса, Маршалл, Оранж, комбо Фендер= 215,000 руб.
- кабинеты для гитарных голов= 70,000 руб.
- колонки, пульт, микрофоны, сабвуфер, коммутация= 200,000 руб.
Итого: 665,000 руб. И это все куплено б/у, не новое!
И час репетиции на этом стоит всего 300 руб. Удачи сделать свою репточку нормальную.
Промолчу про ремонт, так как одни ковры и линолеум стоят около 50,000 не говоря об отделке стен и т.д.

# Доукомплектовываем до студии:
- звуковая карта РМЕ + фокусрайт чтоб писать 12 каналов в раз= 80,000
- мониторы 50-100 тыс.руб. (работали на дешевых, знаем, результат качественной горы аппарата на 600 тысяч, описанный выше, не раскрывается)
- коммутация для всего этого, хорошая (не фонящая, не подводящая в важный момент), ВНИМАНИЕ, только провода чего стоят= 20,000 руб.! 
- вокальный микрофон так, среднего уровня чтоб норм начать= 20-25 тыс.руб.
- микрофоны имеющиеся сейчас у нас для записи барабанов= 100,000 руб.
Доукомлпектовали до студии, усреднили цифры= 283,000 руб. (не считали мелочи типа наушников, стоек для микрофонов, для гитар, пюпитры - тут еще набежит под пару десятков тысяч).
--- Сделаем кредитный расчет, сколько это будет стоить, взяв кредит на 2 года и сколько за него в мес. платить?
--- Просчитаем наскоро кредит на репточку уровня Старлайт. Как выше мы насчитали 665 тыс.руб., будем исходить из кредита на 2 года, т.к. в идеале по истечению этого срока надо обновить аппарат=> за этот расплатимся-продадим-обновим за новый кредит.
Например мне дали кредит под 20% годовых=> на 2 года это 40%.
665,000+40%= 931,000 руб. Такую сумму мы должны будем выплатить в течении 2 лет, а это 24 месяца. Соответственно не сложно посчитать наш ежемесячный платеж по кредиту на аппарат 931,000:24= 38,792 руб./мес. В лучшем случае база в Ижевске загружена 4 часа вечером в будний день= примерно 80ч. в месяц + выходные в идеале которых никогда идеальными нет= 120 часов.
Чтобы оплатить кредит час работы аппарата будет стоить 38792:120= 323 руб./час, это без учета аренды, персонала и прочих расходов. Мило, у нас час стоит 300 и продолжит расти именно поэтому, чтобы постоянно обновляться и хоть как-то жить, чего другие студии предложить вам не могут.
--- Конечно можно для хреновой базы взять дешевый аппарат, но это тем не менее обойдется минимум в 170,000 руб. Такой аппарат 2 года нафиг никому не нужен будет, надо его окупить и обновить через год=> кредит на год 170,000+20%= 204,000:12мес.= 17,000 ежемесячный платеж делим на 120 часов= 141 руб./час и снова без учета аренды и всех других расходов - чисто в ноль. Просто диву даюсь как в нынешние времена кто-то продолжает делать дешевые базы - наверно у них своеобразный фетиш, но никакого взрослого подхода к этому. Странно что еще не появилось у нас кинотеатров, забегаловок, автосервисов и т.п. организаций в которые горе-владелец вложит около 200,000 и будет предлагать дешевые услуги нищебродам :) Хотя как знать, не удивлюсь если есть такие. Все для вас дорогие клиенты. 


И снова интересный момент - в других городах услуги звукозаписи выше в 2 раза, а зачастую и в 4, чем на репетиции. Так почему у нас народ привык платить за запись почти столько, сколько за репетицию? Почему новорожденные студии и базы не думают головой, не считают цифры и роняют рынок, а потом через год-два заканчивают свое существование, как только попадут на ремонт аппарата (обычно годик он живет без ремонта, а потом что-нибудь случится и придется выложить пол-заработка на починку) или появится семья и поймут что денег-то надо на житье или получат предложение о работе с меньшим гемором и с более высокой ЗП. Почему нет мыслей об этом сразу, чтобы поднимать рынок, а не скитаться по домам и гаражам!? Я понимаю, что многие клиенты жалуются, мол денег нет и т.п., ребята, так вы с нищебродами хотите работать и грубо говоря продавать обувь по 500 руб., что в итоге пол города ходит как колхоз и аналогично музыкантов хреновых столько же, играющих просто ужас как, или вы хотите идти с нами в светлое будущее? 

# Сколько музыканты готовы тратить на музыку?
Почему-то к затратам на репетиции тоже относятся очень плохо. Многие ездят на машинах, ходят отдыхать в бары/кафе/кино, тратя на каждого я даже не знаю сколько, но примерно по статистике это 1000-1500 руб. затраты на досуг одного человека.
Представим группу из 5 человек, репающую 2 раза в неделю по 2 часа= 4 часа в неделю в комнате премиум без покупки абонемента= 1200 руб.:5 человек= 240 руб./неделю с человека. В месяце 4 недели=> 240х4= 960 руб. с человека в месяц на репетиции без скидок в лучшей комнате. Что, хотите сказать нет столько денег на музыку? Зато пойти в бар или в кино на 3D за один сеанс отдать порядка 350р. тут сразу деньги находятся. Просто кто-то не умеет приоритеты расставлять или откладывать деньги.
А уж про то, что кол-во групп, репетирующих 2 раза в неделю можно по пальцам пересчитать, а большинство репают не пойми как и соответственно ничего добиться не могут, и жалуются что негде выступать, денег за выступление не платят, просто так играть не зовут - таких вагон и маленькая тележка. Вы сделайте из своей группы качественный продукт и все будет хорошо.

# Подитоживаем.
Ребят, лучше вместо того чтобы страдать херней и делать "бомж-рекордс", "помойка-студио" и "реп.база рай для нищебродов" может лучше научиться круто играть как ваши кумиры, сделать подарок родителям, сделать что-то значимое для города или просто оставить о себе хороший след в истории, купить себе крутой инструмент, вложиться в бизнес, который нужен бОльшему кол-ву людей? А-то грустно наблюдать когда в клубе играет приезжая группа (особенно разницу заметно с иностранцами), а ее разогревают местные рок-звезды и не могут отстроить себе нормальный звук, все жалуются на что-то, хотя поголовно у всех страдает звукоизвлечение, либо инструмент по цене нормальных кроссовок от которого хотят чтоб он работал на сцене, а потом выходит качественная группа и без всяких саундчеков звучит на том же аппарате и тех же настройках в разы, просто во много раз лучше. Почему интересно в этот момент почти никто не осознает как он хреново играет и не идет поднимать уровень?
Друг недавно писался в Москве на крутой студии и в процессе работы и общения со звукорежиссером вот что сказал насчет "как добиваются того самого звука" - добиваются его не чудо плагинами при сведении и мастеринге, а изначально гитарист с хорошей гитарой даже в самый простой Marshall, снятый банально Shure sm57 звучит так жирно и круто, что отправь такую запись-исходник в регионы, люди начнут спрашивать что-то типа "вау, что мне купить для дома, чтобы звучать так-же". Блин, ребят, руки себе купите или оплатите занятия с крутым преподом, а потом хорошую гитарку хотя бы тысяч за 40 со вторичного рынка, а уж мы хороший аппарат берем на себя и он уже сейчас у нас есть. Если честно, то по факту сейчас качество и кол-во аппарата для записи и репетиций на Старлайте обгоняет количество музыкантов с качественным исполнением, которые соответственно могут этот аппарат оценить, понять и выжать из него звук.


Важно отметить, что критика в адрес групп относится не ко всем. Среди наших клиентов все же есть музыканты с объективным взглядом на вещи, у которых желание вырасти преобладает над желанием сэкономить. Неудивительно, что это, как правило, группы хорошего уровня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика